Ученики чародеев: стоит ли доверять машину ученику в автосервисе?


Как Вы думаете, откуда берутся хорошие мастера по ремонту Хонд? Рождаются? Нет. Учатся? ГДЕ? В официальной Хонде? Да бросьте! Большинство официальных сервисных центров Хонды вообще не знают, с какого боку подходить к ремонту автомобилей, старше 2005 года выпуска. Особенно, если они по какой-то досадной оплошности с правым рулем… Чего далеко ходить, если только вчера общался с человеком, у которого заклинила заслонка печки в Аккорде 2000 года, и ему порекомендовали сделать компьютерную диагностику в официальном сервисе. Толку от такой диагностики ровно столько же, сколько попытаться с помощью нее устранить царапины на бампере… В общем нет, хорошие хондомастера редко берутся из российских официальных источников…

На днях, буквально, несколько раз столкнулся с жалобами клиентов на другие сервисы в городе, что де «понаберут учеников, а те машины ремонтировать не умеют», и крепко задумался… Дело в том, что когда я начинал заниматься Хондой, большинство современных «гуру» были в стадии обучения и поиска. Этих людей очень любили и ценили клиенты, они отвозили им свои автомобили, оставляли на длительный срок (иногда ремонт подвески занимал несколько дней, потому что человек работал один), а по результатам, платили огромные (даже по современным меркам) деньги за качественно проделанную работу. Слава о таких мастерах передавалась из уст в уста, к ним записывались за недели, и в общем-то все всех устраивало. Но время идет, — люди взрослеют, стареют, и элементарно устают от самостоятельного постоянного ремонта. Кто-то «завязал», а кто-то начал создавать некое подобие «школы», где будущие настоящие мастера, в течение долгого времени проходили путь учеников, подмастерьев и прочего, работая с самыми простыми операциями, которые со временем усложнялись и усложнялись.

Однако, с другой стороны, клиенты почему-то не оценили такой подход. Удивительно, но даже элементарную замену масла клиент всегда хочет получить у суперпрофессионала, отгоняя от машины человека, который, по его личному мнению, «бестолковый студент». С одной стороны, я могу их понять, — никому не хочется, чтобы именно с его машиной «накосячили». С другой, — не согласен категорически, и вот почему.

Сегодня в реальной жизни меня окружают люди, которые очень искренне любят автомобили Honda. Иногда даже чересчур. Они не боятся работать ни с одной моделью, независимо от сложности подхода и устройства. Единственное, что может их остановить при ремонте, — волшебное слово «целесообразность». То есть ни один из этих мастеров не возьмется за «обезьянью работу», которая сожрет уйму времени, но принесет минимум эффекта для автомобиля. Эти люди целиком «заражены» идеей человеческого подхода к машине, где под термином «человечность» подразумевается максимальная эффективность и разумность действий. Простой пример, — если человек обращается с просьбой перепрессовать шаровую опору на заднем рычаге, на каком-нибудь Odyssey RA6, мастер рекомендует ему найти контрактный рычаг, или поменять на новый рычаг в сборе. При этом, мастер не продает контрактные рычаги, и  что самое интересное, ему выгоднее перепрессовать шаровую, потому что это принесет ему больше денег! Почему же он рекомендует заведомо невыгодные для себя вещи? Потому что лень? Да перестаньте, — те, кому лень, в автосервисе не работают, потому что заработок напрямую зависит от работы. Мастер дает такую рекомендацию только потому, что знает, что в оригинальном решении, перепрессовка шаровой не допускается. Не бывает оригинальных шаровых опор Honda отдельно для этого рычага. А использование дубликатной шаровой, как показывает практика, чаще всего потеря денег, ибо ходят они плохо. Поэтому мастер, исходя из целесообразности рекомендует другой вариант ремонта, пусть даже теряя в собственном заработке.

Вообще, работа мастера в автосервисе ближе всего к работе доктора, только в одном случае чинятся машины, а в другом — люди. Ответственность, кстати, тоже не сильно меньше. Здоровье человека, оно понятно, штука святая, но здоровье автомобиля, в котором могут находиться много человек сразу, поверьте, не сильно и уступает по ответственности подхода. И вот все эти факты сводятся в одну точку, — все хотят, чтобы автомобиль обслуживался профессиональным мастером, а «студенты бестолковые» к машинам не подходили. И вот тут начинается самый сильный парадокс.

Абсолютно все мастера, с которыми мне сейчас приходится иметь дело в реальной жизни, буквально 3-4 года назад и не думали ремонтировать Хонды. Более того, многие из них вообще не думали становиться автомеханиками! Люди занимались совсем другими вещами. Один работал в более или менее близкой теме — обслуживание грузовиков, другой, — вообще руководил отделом продаж в крупной текстильной компании, третий, — имел собственное дело с очень немалым доходом, и так далее. По невообразимому стечению обстоятельств, эти люди собрались вместе в одной компании, которая занимается ремонтом и обслуживанием Honda, и далее произошло самое интересное. Имея за плечами собственный жизненный опыт, а также стремление разобраться в том, чем предстоит заниматься, эти люди в кратчайшие сроки смогли создать собственный «почерк» не стесняясь искать решения незнакомых проблем не только в пределах одной мастерской («дядя мастер, у меня гайка не откручивается, помоги!»), но и, используя возможности Интернета, разбирали варианты решения проблемы, которые предложены и в России, и в США, и в других странах. Сегодня, спустя несколько лет, у этих людей учатся другие, кто приходит устраиваться на работу.

Так и получается, что те, кто еще год назад был в категории «студент», сегодня может быть уже настоящим «мастером», имея за плечами собственные технологические наработки, изобретенные инструменты для тех или иных работ, и прочее. Собственно, такой подход и отличает будущего профессионала от стандартного исполнителя. Перевод системы работы на «нормо-часы» очень хорошо показал уровень «мозговой активности» мастеров. То есть,теперь мастеру категорически «не по карману» затягивать ремонт, много пить кофе и устраивать частые перекуры. Кроме этого, хорошему мастеру выгодно еще и усовершенствовать процесс, используя специнструмент, в том числе изготовленный лично им для удобства выполнения данной операции, что значительно ускоряет процесс без потери качества.

Глядя на то, как работает, и главное, как мыслит настоящий мастер, понимаешь, что самое ценное в таком человеке, это не руки, а голова и желание разобраться с проблемой. Иногда бывает так, что ученик становится мастером буквально за полгода, обучаясь у окружающих профессионалов с огромной скоростью, только потому, что не боится решать проблему не только сам, но и советуясь, ища и находя варианты. Но для того, чтобы он таким стал, — его все-таки надо допускать до машины.

Каждый человек когда-то чему-то учился. Самоуверенность, равно как и неуверенность в собственных действиях, — враги любого. От себя могу сказать только одно, — доверяйте ученикам! Возможно, именно этот человек, через год, когда Вы заедете на более сложный ремонт, сделает Вашу машину быстро и качественно как никто другой. Согласитесь, если бы Вам, в свое время, не давали возможность выучиться, и постоянно бы стояли над душой, сомневаясь в Ваших действиях, Вы бы тоже ничего не достигли. Качественный автосервис тем и отличается от остальных, что заботится не только о клиенте, но и о собственном имидже. Если ученик совсем «молод», и ему не доверяют даже коллеги, поверьте, ни в одном нормальном сервисе его не подпустят одного к Вашей машине, не перепроверив работу за ним. Да и потом, — ручаюсь, никому не хочется переделывать по гарантии работу за своим же коллегой, который выполнил ее неправильно. Поэтому, если даже сотрудники уверены в качестве работы ученика, и его возможностях решить Вашу проблему, зачем сомневаться Вам?

Искренне ваш,
Абушаев Максим.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Еще интересные статьи