О развороте по малому радиусу, о том, как я едва не остался без прав, и о пользе Интернета.
Совершив этот маневр, я оказался под прицелом видеокамеры сотрудника ГИБДД, бдительно дежурившего на этом перекрестке, который меня остановил и вежливо попросил предоставить все необходимые в таких случаях документы. После просмотра, он также вежливо предложил пройти в стоящий автомобиль, где в удобных и комфортных условиях мне было предложено просмотреть видеофильм с моим участием, а также ознакомиться с познавательной литературой в виде КОАП ПДД, в которой красивыми красными и зелеными стрелками было указано, как разворачиваться нельзя, а как можно.
Достаточно скоро старший лейтенант ДПС разъяснил мне всю неправомерность моих действий и обрисовал варианты развития событий, которые меня слабо устраивали, — 4 или 6 месяцев “спортивного образа жизни”.
В общем, ситуация складывалась патовая, — вместо покупки новогодних подарков, благодаря действиям Джеймса Кэмерона лейтенанта с видеокамерой, собственного разворота по малому радиусу и краткого инструктирования о пользе разворота по “правильному” радиусу с отсылками к брошюре КОАП ПДД, мне вполне “карячилось” лишение прав. Такой новый год меня не устраивал совсем.
Не устраивал меня и вариант штрафа в 5000 рублей на месте, о котором, возможно, можно было бы договориться на месте (сразу скажу, товарищи полицейские мне ни о чем не намекали).
Единственное, с чем я сразу был несогласен в этой ситуации, так это с самой трактовкой вопроса и выезде на полосу встречного движения. Понятное дело, я не юрист, и спорить с полицией на тему правовых или противоправных действий был не готов, однако здравый смысл подсказывал полную безопасность подобного маневра в отличие от того, который прописан в правилах, ибо совершая разворот по “большому” радиусу можно реально создать аварийную ситуацию, и помешать движению автомобиля, совершающему не разворот, а поворот налево. К сожалению, все мои доводы встречались искренней улыбкой со стороны сотрудников правоохранительных органов, которые, выслушав мою тираду, клали передо мной брошюрку со злополучной ст. 12.15 ч. 4 КоАП.
В общем, получался мне новый год без прав, — вариант не просто отвратительный, а полный casus rectalis.
Но почему-то мне захотелось поспорить. Сотрудники ГИБДД вежливо согласились (!!!) предоставить мне время для того, чтобы я нашел подтверждение своей неправоты (или правоты, на что я очень надеялся). Выданное время я решил потратить максимально эффективно. Спасибо моей жене, которая подарила мне телефон на Андроиде, с возможностью нормально работать в Интернете. Я сел в свою машину и начал бомбить “Гугл” на предмет этого маневра. Первые тридцать минут результаты меня удручали. Оказалось, количество людей попавших в аналогичную ситуацию по стране просто огромное, а форумные дебилы и тролли, просто достали отписываться в разумных топиках со своим идиотским мнением и желаниями, вместо того, чтобы дать ссылки на реальное решение вопроса. И вот когда я уже по-настоящему отчаялся и смирился с потерей прав, мне на глаза попалась эта ссылка. Краткие выдержки из нее я привожу ниже (скажу честно, делаю это ради гугла, в надежде на то, что кто-то в похожей ситуации сможет найти этот текст и это его тоже выручит).
“Толкования зам. главы ДОБДД России Владимира Кузина, данные им в Российской газете № 5341 (262) о том, что разворот «по малому радиусу» является административно-наказуемым деянием, предусмотренным частью 4 статьи 12.15 КоАП РФ, потерпели полное фиаско…
При обжаловании обвинительных постановлений, судьи районных судов и надзорных инстанций, вчитавшись в тексты ПДД и КоАП, стали массово отменять обвинительные постановления за отсутствием в действиях развернувшихся по малому радиусу автовладельцев событий административного правонарушения. Потом и мировые судьи, поняв, что их обвинительные постановления неуклонно отменяются, вынуждены самостоятельно прекращать возбужденные дела против автовладельцев, а затем и вовсе стали возвращать протоколы в ГИБДД на стадии принятия дел к производству.
…
Стоит отдать должное судейскому корпусу. Судьи спасли не один десяток автовладельцев от фабрикации дел против них. За это им отдельное спасибо от водительского корпуса.
Вслед за судами несостоятельность данных разъяснений признало и руководство региональных управлений ГИБДД.
…
В связи с чем, 8 марта 2011 года руководство УГИБДД ГУВД по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области направило методические рекомендации за № 12/2-2455 о том, что действия водителя, совершившего разворот по кратчайшей траектории, не являются противоправными, поскольку не запрещены Правилами дорожного движения.
Вспомнило руководство УГИБДД о том, что в Кодексе существует презумпция невиновности. Поэтому и обязало своих подчинённых сотрудников в местах, где такой маневр несёт опасность и угрозу безопасности, решать данную проблему за счёт технических средств организации дорожного движения.
Иными словами, инспектора ДПС должны возбуждать дела по части 4 статьи 12.15 КоАП РФ только в тех случаях, когда автовладельцы совершили выезд на встречную полосу на участках дорог, где такой маневр прямо запрещен содержащими запрет соответствующими дорожными знаками и (или) дорожной разметкой…”
Зачитав вышеописанное старшему лейтенанту, я, если честно, уже не особо на что надеялся, ибо по моим прогнозам его ответ должен был быть примерно такой “Давайте оформляться, потом пусть судья решает, правы Вы или нет”. И ответить так он имел полное право, поскольку в стране у нас судебные решения отнюдь не прецедентные (то есть если сто тысяч человек были оправданы, то сто тысяч первый может быть лишен прав потому, что судья посчитает, что нарушение было).
На моей стороне оказалось то, что в отличии от картинки в КОАП и на сайте, в моем случае на перекрестке не было НИ разделительной полосы, НИ знака, делающего полосу по которой я разворачиваюсь “встречной”, например того же “кирпича” (знак 3.1). А потому, аргументированно выложив все доводы со своей стороны, я услышал от старшего лейтенанта фразу, которая стала лучшим предновогодним подарком “хорошо, Максим Дмитриевич, не будем спорить, вот Ваши документы. Счастливого пути.”
Мне откровенно повезло. Скорее всего причиной везения было уже то, что экипаж “насобирал” нарушителей на этом развороте на месяц вперед, поскольку только пока я искал доказательства своей точки зрения, “оформили” четырех человек. Свою роль в “везении” сыграл и тот факт, что мне удалось убедить старшего лейтенанта, что я не являюсь злостным нарушителем. Запрошенная по мне информация оказалась положительной, и к тому же я смог адекватно высказать свою точку зрения, не “зависая” как кролик перед удавом перед схемами дорожной разметки и прочим. Еще одним важным (на мой взгляд) пунктом моего везения было и то, что я вел себя абсолютно спокойно и адекватно, не “качая права” и не трясясь от ужаса…
В общем, мой совет всем хондаводам и другим, — дорогие друзья, если уж вы попали в ситуацию, аналогичную моей, попробуйте сохранять оптимизм, разговаривать нормально, и используйте ту информацию, которую использовал я. Вполне вероятно, что и вам попадется адекватный сотрудник ГИБДД, который не станет лезть в бочку, а примет вашу сторону в этой ситуации. Имейте ввиду, что правила нарушать НЕЛЬЗЯ. Но есть помимо правил, на которые мы все ориентируемся, еще и приказы и постановления, о которых мы можем и не знать… По аналогии с Honda, — есть мануалы, а есть сервис-бюллетени, и если мануалы есть у каждого второго, то доступ к сервис бюллетеням есть далеко не у каждого. Так вот сервис-бюллетень может полностью отменять данные мануалов. Видимо, аналогичная ситуация есть и в Кодексе административных правонарушений ПДД. Не теряйтесь, не озлобляйтесь, а попробуйте найти истину!
С новым годом всех! Ура! и спасибо, что Вы с нами!
25.10.2012. Кстати, наш читатель Роман прислал нам ссылку на видео, посвященное разбору этого вопроса на правовом уровне. Спасибо большое, с удовольствием размещаем видео прямо здесь!
Еще интересные статьи