Запчасти для подвески: семинар продукции NHK


Пружины Хонда. NHK — производитель пружин и деталей подвески.

Семинар компании NHK. Новосибирск, 27.06.2012.

27 июня 2012 года в Новосибирске прошел семинар “Детали подвески NHK”, организованный компанией “Юником”. По старой традиции, мы с удовольствием посетили этот семинар, на котором присутствовали люди, представляющие собой фактический первоисточник, — начальник отдела продаж компании NHK на территории РФ и стран СНГ, господин Мория, ведущий менеджер (и по-совместительству переводчик для русскоязычных пользователей) Вера Деркач.

Семинар, по старой японской традиции, был разделен на три ключевые части, — история компании NHK, продукция компании NHK и гарантийная политика компании NHK на территории России и стран СНГ.

Поскольку третья часть семинара была предназначена только для руководства торговых точек и автосервисов, и поверьте, ничего существенно интересного для рядовых пользователей в ней не было, мы поведаем только о первых двух частях.

Часть первая. История и достижения компании NHK.

Компания NHK появилась на свет в 1939 году и всю свою историю, как и большинство японских компаний, провела в стремлении стать лучшей в своей отрасли. Надо отметить, что ей это удалось в полной мере. В настоящий момент, компания занимает абсолютное лидирующее место в мире по производству пружин для всевозможных устройств. Так, например, NHK выпускает продукцию как для автомобилей (пружины подвески, стабилизаторы, линки (стойки стабилизаторов), пружины клапанов, сиденья (!), тормозные пружны), тяжелой техники (как пружины, так и разную хим.продукцию), а также для компьютерной отрасли отрасли (производство пружин для жестких дисков). Между прочим, одним из подразделений компании выпускаются столь почитаемые в Японии многоярусные парковки! Но нам, конечно, из всех этих направлений наиболее интересно будут производство автомобильных пружин подвески и всего, что с этим связано.

Как правило, заводы компании NHK по производству автокомпонентов располагаются в непосредственной близости от конвейеров автопроизводителей. Так, например в Японии заводы стоят в Йокогаме, префектурах  Атсуги и Ино. Заводы компании находятся и в других частях света, — в Америке (и Северной и Южной), в Африке и в Юго-Восточной Азии.

Отдельным подразделением компании является Департамент охранных систем и защитных технологий. Он занимается разработкой и выпуском наклеек-голограмм и прочей продукции, предназначенной для защитных меток, а также считывающие устройства для этого. Считается, что подделать этот уровень защиты невозможно, и компания NHK является единственной из всех японских частных компаний, которую приглашают на регулярные конференции Интерпола, посвященные проблемам подделки документов. Об этом представители компании сообщили с особой гордостью, подчеркнув, что вся продукция этого Департамента изготавливается только на базе головного предприятия в Йокогаме.

Рассказав о ключевых “столпах” компании, семинар перешел к главной теме, — пружины и детали подвески, производства компании NHK. Представители компании NHK с гордостью рассказали, о том, что в этом направлении NHK является признанным международным лидером. В ассортимент продукции Департамента производства деталей подвески входят пружины, торсионы, стабилизаторы и линки. При этом на внутрияпонском рынке преимущество NHK можно назвать абсолютным. Пружины стабилизаторы и линки на разных конвейерах используют до 75% выпускаемых производителем моделей автомобилей, а торсионные версии подвески на всем японском рынке изготавливаются только компанией NHK (правда, как отметил господин Мория, торсионные схемы уходят в прошлое).

Из всех японских производителей автомобилей с NHK не сотрудничает только Mitsubishi. Это связано с тем, что Mitsubishi имеет собственную “придворную” производственную компанию, Mitsubishi Steel, которая полностью обеспечивают ее потребности. Также, если верить диаграмме, крайне мало продукции NHK использует компания Toyota, которая также имеет дочернюю компанию-конкурента под названием CHK.

Как особенно подчеркнули представители компании, — NHK не производит продукцию для Mitsubishi даже для афтермаркета (т.е. для рынка постгарантийного обслуживания), что является уникальным явлением. Обычно, японские производители (взять те же компании Advics, Denso, или KYB), даже если не являются конвейерным производителем, все равно предлагают свои варианты продукции для вторичного рынка. NHK же имеет собственную философию, суть которой звучит примерно так “Мы делаем идеальные детали для конвейера, и предлагаем их же для афтермаркета. Если мы не поставляем деталь для конвейера, мы не можем подтвердить, что она идеальна, и это может испортить нашу репутацию”.

Кстати, забегая немного вперед, выяснилось, что для внутреннего рынка Японии компания NHK пружины в собственной упаковке практически не выпускает! Причина оказалась в том, что средняя продолжительность “жизни” пружин в Японии столь высока, что необходимость в стандартных пружинах на рынке практически отсутствует. Поэтому абсолютное большинство пружин выпускаются прямо на конвейеры и очень небольшая часть на склады официальных дилеров, которые заменяют пружины при наступлении гарантийного случая.

С Россией ситуация выглядит совсем по-другому. Дилерские пружины, конечно, тоже имеются, но учитывая высокую потребность рынка в качественных пружинах, NHK с недавнего времени стали поставлять продукцию в своей упаковке, причем для этого компания выделила специальную линию, ассортимент производства которой постоянно расширяется. В настоящее время на российский рынок поставляются три ключевых продукта компании NHK:

* Стандартные пружины, имеющие внутреннюю маркировку XP (как Windows). Эти пружины окрашены в черный цвет.

* Пружины, рассчитанные на увеличенную нагрузку (такое дело очень любят в России, в то время, как стандартные пружины очень этого не любят) которые имеют маркировку HD (Heavy Duty). HD-пружины окрашены в серебряный цвет.

* Стойки стабилизатора (они же линки, яйца) конвейерного качества (по уверениям представителей компании)

* Специальная продукция, — пружины и комплекты для профессионального “лифтования”, получивший название Endura-Tech. Один такой комплект состоит из особых усиленных пружин ярко-красного цвета, и специально разработанной компанией KYB амортизаторной стойки. К комплекту прилагается также набор необходимых для сборки деталей, вроде пыльников и шайб.

Для того, чтобы мы имели более четкое представление о типах автомобильных пружин, представители компании рассказали нам, что в автомобилестроении используются четыре основных типа пружин, — цилиндрический, конусообразный, бочкоообразный и L-образный. Последний тип пружин считается наиболее перспективным. Ключевыми заказчиками этих пружин являются Honda, Nissan, и Toyota. Последняя, вероятно, и покрывает ими процент закупок, указанных на диаграмме выше. L-образные пружины, — особая гордость компании NHK, поскольку их использовании в автомобиле позволяет снизить нагрузку на амортизатор, и одновременно увеличить внутреннее пространство. В качестве примера использования этой технологии в машине, был показан автомобиль Honda N-Box.

На остальных типах пружин представители компании особого внимания не заостряли, отметив, что цилиндрические и конусообразные пружины, — это классика построения подвески автомобиля, а бочкообразные пружины очень любят использовать в своих машинах европейцы. И действительно, отличительной особенностью установки бочкообразной пружины считается необходимость пространства под автомобилем, чего компактные японские машины себе позволить не могут. В общей массе, разумеется.

Следующий собственный повод для гордости, который нам продемонстрировали представители NHK, это материал, из которого изготавливаются пружины. Он имеет название UHS1900, и был специально разработан компанией Kobe Steel. В состав этого материала (который по сути является сплавом) входят углеродистая сталь, кремний, медь, хром, никель, ванадий и титан в определенной пропорции. Этот материал уникален и запатентован. По своим техническим характеристикам для изготовления пружин на сегодняшний день, как уверяют представители компании, лучшего материала просто не существуют. Так, использование одновременно в сплаве для пружин хрома меди и никеля не практикует ни одна компания в мире. По заверениям NHK именно это сочетание дает эффект высочайшей коррозионной стойкости пружин. Кстати, присутствие в материале титана еще больше увеличивает этот эффект.

Почему производители пружин так акцентируют на моменте коррозии? Тут все просто, — ржавчина, — главный враг пружины, — начавшийся процесс окисления остановить не получится, и это означает, что пружина выйдет из строя (сломается) в ближайшее время. Стойкость материала к коррозии, — это очень важный показатель надежности пружины.

Далее были продемонстрированы диаграммы с тестами проверки на проседание пружин, созданных из материала UHS1900. За объект исследования были взяты задние пружины от автомобиля Nissan Sunny в кузове FB15, которые в течение 96 часов при температуре 80 градусов подвергались непрерывной нагрузке примерно в 490 кг. В качестве “соперников” были выбраны оригинальные пружины, предназначенные для конвейера (другого поставщика конвейа), а также пружины “Одного Очень Распространенного на Российском Рынке Производителя Пружин” (ООРРРПП). В результате проведенных испытаний были получены следующие данные:

* оригинальные конвейерные пружины другого производителя по окончанию теста  просели на эталонные 8,9 и 8,3 мм;

* пружины ООРРРПП (долго писать, простите) сели аж на 19,3 и 18,9 мм, что недопустимо с точки зрения автопроизводителя;

* пружины NHK из материала UHS 1900 просели на 6,6 и 6,7 мм, что значительно меньше разрешенного допуска автопроизводителя (10 мм) и показали даже лучший результат, чем конвейерные пружины другого поставщика!

Вслед за тестом на проседание, нам продемонстрировали результаты теста на динамическую выносливость пружин из материала UHS 1900. В качестве испытуемых, повторно были взяты новые задние пружины для автомобиля Nissan Sunny FB15, в том же количестве (по паре) от трех производителей, — оригинальные, NHK, и, традиционно-кое-чьи-но-мы-не-скажем, хотя это была фирма, чье название начинается на “OB”, а заканчивается на “K”. Суть теста заключалась в следующем: пружины подвергались нагрузке в 480 кг до тех пор, пока не не произойдет разрушение. Результаты теста оказались такими:

* оригинальные пружины выдержали 576 700 и 432 600 циклов сжатия, что полностью соответствует требованиям автопроизводителя;

* кое-чьи пружины сломались при 62 600, 63 200 и 54 000 сжатиях. В тесте внезапно появилось три пружины. Видимо, в процессе проведения эксперимента было решено дать “кое-кому” еще один шанс, но все впустую, поскольку тест эти пружины не прошли;

* обе пружины NHK по результатам замеров после 1 000 000 сжатий не имели признаков разрушения, что, как и в предыдущем тесте, полностью перекрывает требования автопроизводителя.

Убедительно продемонстрировав нам преимущества технологий, представители компании сочли нужным рассказать нам, как изготавливаются пружины. Оказалось, что производственный процесс состоит из 12 этапов.

На первом этапе происходит проверка материала. Ежедневно на каждый завод Департамента по производству автопружин компании NHK поступает материала, на 24 000 пружин. Собственно материал этот выглядит как стальной прут, 10-15 мм в сечении.

Второй этап — запрессовывание концов. Подробности этого действия не разглашали.

На третьем этапе происходит нагрев прутка и завивка пружины. Пруты помещаются в печь с температурой в 950 градусов, где они нагреваются в течении 9 минут. Сразу по выходу раскаленный до красна материал подается на специальные винты, которые вьют пружину нужной формы. Интервал подачи пружин контролируется компьютером.

После завивки, на четвертом этапе, пружины погружают в масло, где они резко остывают до 50 градусов. Это закаляет пружины и делает их более жесткими.

Следующий, пятый этап, подразумевает повторный нагрев, но уже более постепенный. Главной целью становится нагрев пружины так, чтобы масло испарилось, но не задымилось. Нагрев достигает 450 градусов, после чего пружины постепенно остужают. Это придает необходимую твердость

Шестой этап, — главная особенность компании NHK, — запатентованная дробеструйная обработка пружины специальной металлической стружкой, которая придает пружине гладкость и равномерность поверхности. Господин Мория взял на себя ответственность заявить, что такой способ обработки пружин был впервые применен более 40 лет назад именно компанией NHK.

Следующий, — седьмой этап, — осадка пружины для заневоливания. На этом этапе достигается упругость пружины, причем осуществляет эту процедуру робот.

На восьмом этапе пружины красятся методом распыла в инфракрасной камере, при температуре около 200 градусов. Для России, как мы уже говорили, делаются три основных цвета — черный, серебристый и красный. Стойкость покрытия — колоссальная, поскольку, по заявлениям господина Мории, одним из способов определения производства (подделка или нет) пружины при рекламации является целостность покрытия. То есть краска должна сохраняться на пружине в течение всего срока гарантии, а этот срок может достигать двух лет!

Девятый этап, — контроль статистической нагрузки, то есть проверка жесткости пружины. Это опять же делает робот.

На десятом этапе происходит маркировка пружины. На пружину наносятся полосы, определяющие оригинальный номер пружины по чертежу только для конвейера. В России бытует мнение, что полосы на пружинах обозначают их жесткость, но, как оказалось, все прозаичнее. Это внутренняя маркировка, которая предназначена только для ОЕМ-продукции. Для афтемаркета (в т.ч. для российского) метки не наносятся, а если Вам в коробке NHK попалась пружина с метками, это может означать две вещи, — либо у Вас в руках продукция, которая по каким-то причинам не попала на конвейер, и была упакована для афтемаркета (не смывать же метки!), либо, если нет трастограммы, это подделка. Что такое трастограмма, — читайте далее

Одиннадцатый этап — ручная проверка экспертом. То есть из партии берется любая пружина и дополнительно проверяется экспертом по всем тестам. Если окажется, что пружина бракованная, — бракуется вся партия.

Последний, двеннадцатый этап, — нанесение трастограмм. Мы уже рассказывали про специальный Департамент защитных технологий, так вот трастограммы, — это его разработка. Они представляют собой наклейки-голограммы, которые дешифруются специальным устройством Handy Viewer с двумя окошками. В левом окошке трастограмма должна казаться сплошным темным пятном, зато в правом, — должно быть написано либо NHK, либо Endura Tech, если дело касается красных пружин. Если в обоих окошкам будет читаться надпись, — перед Вами подделка.

Кстати, о подделках, — для защиты от них, NHK разработала новый дизайн упаковки. Но это, к сожалению, мало что даст тому, кто не знал, как выглядит старый дизайн.

На этом первая часть семинара закончилась. Во второй части речь пошла о тех видах продукции, которую NHK поставляет в Россию.

Хондаводам.ру

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Еще интересные статьи