Почему производителю невыгодно делать надежные автомобили, или как купить «пол-машины»


Последний год мы живем без машины, все потому, что в Израиле машина штука дорогая и не столько в плане покупки, сколько в плане постоянных растрат на страховки, парковки, бензины и прочее. Однако, время идет, ситуация меняется, и для того, чтобы отправляться с ребенком в археологические приключения, желательна все-таки машина. Куда мы могли добраться без нее, мы уже почти все «облазили». Но это была только малая часть от тех достопримечательностей, что в Израиле имеют свободный доступ. Есть еще много вариантов замков, руин, развалин и катакомб, куда добираться на автобусах или поездах просто неудобно.

Исходя из этого, мы всерьез стали рассматривать вариант аренды автомобиля «на выходные». В Израиле на подобную операцию уходит немного времени, сильно заморачиваться не нужно, а самое главное, что стоит это вполне адекватных денег. Один день проката выходит в 100-120 шекелей (25-30 американских президентов), что даже выгоднее, чем ездить на поездах или автобусах в отдаленные регионы страны, если количество путешественников более одного. Единственным ограничением при аренде автомобиля является пробег. То есть, при аренде автомобиля на 1 день есть ограничение, допустим, в 100 км маршрута; 2 дня — 200 км, и так далее. Если не ставить себе целью «галопом промчаться» по всему Израилю за пару дней, то предложение вполне адекватное. Так что, использование «арендного» автомобиля для путешествий по Израилю казалось отличным вариантом.

Кстати, большая часть моих знакомых в Израиле вообще предпочитают пользоваться услугами аренды, а не покупки автомобиля. Это выходит немного дороже, чем иметь собственную машину, зато у них никогда не болит голова про обслуживание автомобиля, — единственной их заботой является заправка бензином. Все остальные проблемы решается фирма, отдавшая автомобиль в аренду. Пришло время поменять масло? Пригоняете машину в сервис, бросаете там, а уезжаете на другой, примерно одного класса. Поэтому, многие люди умудряются поменять 3-4 машины за год, и постоянно ездят на «условно новых» и целых машинах, не заморачиваясь их ремонтом.

Но и это еще не все! В процессе размышлений над необходимостью аренды автомобиля, в местной газете мне на глаза попалось интересное рекламное объявление, которое полностью перевернуло мое отношение к авторынку Израиля, а заодно побудило меня написать эту статью. Суть предложения в рекламе сводилась к следующему: официальный дилер Subaru предлагал выгодную программу покупки автомобиля Impreza стоимостью 129 990 шекелей($32 500). Выгодность заключалась в таких условиях. Первый взнос за машину составляет 6000 шекелей ($1500), а в течение 36 месяцев ежемесячно нужно выплачивать еще по… 1500 шекелей ($370). Я перечитал еще раз, потом взял калькулятор, и получил следующие значения: 1500*36 = 54 000 шекелей + 6000 первого взноса, получается 60 000 шекелей ($15 000) (с учетом процентов за три года набегало еще 10 000 шекелей, и общая сумма становилась 70 000 шекелей ($17 500)). А машина стоит почти 130 000 ($32 500). В чем подвох?

Предложение о покупке половины машины на сайте Subaru в Израиле

А подвох в том, что по окончанию срока кредита, автомобиль у Вас не остается. Вы его возвращаете дилеру, возмещая (или получая обратно) разницу его рыночной стоимости на настоящий момент, или договариваетесь о выплате оставшейся части стоимости машины, выкупая автомобиль полностью! Первая реакция была: «Ой-вавой, нас тут обманывают!!», но потом я задумался… А что обычно происходит, если Вы берете кредит по полной программе на машину на три года (в Израиле, под «чудовищные» 4% годовых)? Вы вносите 12 000 шекелей на старте, и потом платите по 3000 шекелей те же 36 месяцев, выплачиваете 120 тысяч и… Получаете в итоге через 3 года автомобиль в собственность. Но это будет во-первых, автомобиль с пробегом (пусть даже Вами и сделанным), во-вторых, автомобиль, с реальной стоимостью порядка 60 000 шекелей, причем «в прыжке». Если Вы его отправите в трейд-ин, то получите, скорее всего, не больше 50 000 шекелей. А если захотите оставить его себе, то получите более дорогое обслуживание и без всяких гарантий, потому что гарантийный срок вышел! Получается, что в погоне за ощущением «она вся моя», человек выплачивает 120 тысяч шекелей, а на руки получает автомобиль, с реальной стоимостью в два раза ниже, от которого, он, скорее всего, попытается избавиться в течение ближайшего года (а цена на него все будет продолжать падать).

В таком раскладе приобретение «половины машины», как называют тут услугу выплат на три года с последующим возвратом автомобиля, оказывается намного выгоднее приобретения «целого автомобиля». Более того, по моим оценкам, а также оценкам живущих тут специалистов по маркетингу, такая политика неизбежно приведет к обвалу цен на автомобили с рук через 2-3 года! А это будет означать, что понизятся и цены на новые автомобили, потому что новые авто будут «подпирать снизу» трехлетки, которые могут еще ездить и ездить долгое время без особых проблем, учитывая климатические особенности страны!

Следует отметить, что Израиль далекоооооо не впереди планеты всей по таким подходам и акциям. То, что появляется тут, прошло «апробирование» в США, Европе и Японии 2-3 года назад, если не больше. А это, в свою очередь, означает, что производители автомобилей «в курсе», что происходит на рынке. И знают они это «из первых рук», поскольку подобные программы запускаются именно в дилерских автосалонах всех марок. Автопроизводитель прекрасно осознает, что в современном мире человек меняет автомобиль не просто «часто», а многие люди джинсы покупают реже, чем меняют в прокате автомобиль! И это не потому, что люди «зажрались», а потому, что они просто могут себе это позволить. Причем, позволить не «через силу» и «затягивание поясов», а именно потому, что это удобно, дешево и быстро. Фанатов, которые любят «свою Хонду Цивик в кузове ЕК3», или «Субару Импрезу 99 года», с каждым годом становится все меньше, и виноваты в этом отнюдь не «гадкие маркетологи». Напротив, маркетологи вынуждены следить за тенденцией рынка, чтобы не отставать от спроса!

В странах с сильной экономикой, где у людей есть автомобиль, но нет заботы «чем накормить семью», где депрессия считается поводом для обращения к психологу, человеки мыслят иначе. Заплатив небольшие деньги, они хотят полгода ездить на «красненькой машине», потом полгода «на желтенькой», и так далее. А все потому, что это им не стоит ровным счетом ничего, ни финансово, ни морально. Не надо переоформлять кучу бумаг, не надо бояться, что тебя «подставят» с документами, не нужно переживать и дергаться. Подписал контракт на год, и все, можешь менять себе машины в пределах этого контракта так, как ты хочешь…

А теперь представьте себе, как чувствует себя в этот момент производитель автомобилей. Зачем ему делать надежную машину, которая будет ездить 5-10-15 лет без поломок в стране, где модель будет считаться безнадежно устаревшей через 2-3 года? Зачем вкладывать силы и средства в разработку ультранадежных деталей, если человек будет ездить на машине максимум 3 года, а чаще всего, и года не проездит, поменяв на другую?

Вот потому, в современном мире, производитель стремится сделать идеальный автомобиль, который будет максимально комфортен, удобен, быстр и безопасен на срок от полугода до трех лет! Из-за этого и появляются Honda Accord и Honda CR-V на вариаторах, где нет переключений передач, зато есть отличная динамика разгона. Потому и выходят в свет автомобили, нафаршированные электроникой до самой «сурепки», 80% функций которой известны только истинным «гикам», и работоспособность которой через 5 лет мало кто может гарантировать! А дело-то в том, что «нету» этих пяти лет у машины… Цель всех современных машин, — дотянуть до конца гарантии, и быть интересным клиенту хотя бы три года, не потому что дальше хоть потоп, а потому, что дальше клиент все равно продаст (предаст?) машину.

Лояльность и приверженность покупателей к какой-то определенной модели или марке снизилась до минимума, и виной тому не производители и не маркетологи. Это как с телевидением: телевизор не «оболванивает» людей, он лишь показывает то, что хочет видеть большинство зрителей, иначе бы его никто не смотрел. То же самое с машинами: не автомобили стали хуже, а люди перестали ставить себе целью приобретение хорошего автомобиля. Не везде, разумеется, но на ключевых рынках мира это так. Люди перестали покупать машины, предпочитая постоянный «прокат» (а также дешевый лизинг с трейд-ином в конце). Эдакий «легкий флирт» вместо «тяжелых отношений», не пришлась по душе, — поменял, и никаких проблем. Люди научились делегировать свои проблемы на других участников рынка, сузив выполняемые ими обязательства до своевременной выплаты денег.

А потому европейским и почти всем японским производителям нравится рынок России, где люди не на столько избалованные, и готовы покупать машины по полной стоимости, ввязываясь в кредиты и обслуживание минимум на три года. Естественно, «свои три года» машина отходит без проблем, но вот дальше она становится досадной статьей расходов. Но это уже, заметьте, не проблема дилера! А все потому, что к этому моменту, в других странах, машина меняется на новую, а старая предается забвению. В России же, к сожалению, пока все не совсем так. Люди продолжают выбирать машины по принципу «чтоб была надежная и не ломалась», ставя границы надежности минимум на 5-7 лет, то есть на такие периоды, которые в других странах считаются беспредельно далеким временем.

С другой стороны, как только доходы жителей России, Украины, Казахстана, Белоруссии, и других стран бывшего СССР выровняются, процентные ставки в банках снизятся до разумных, а дилеры начнут делать аналогичные предложения по покупке «половины машины», я уверен, что ситуация и отношение к автомобилям радикально изменится. Обвинения в заговоре производителей, недоверие к таким узлам как вариатор, или к большому количеству электроники, все это резко потеряет актуальность. Надо только подождать.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Еще интересные статьи